1intclub (1intclub) wrote,
1intclub
1intclub

Category:

История Горловки в одном трамвае

29 декабря под эгидой Горловского городского головы, городского совета и музея истории г. Горловка прошло уникальное для нашего города мероприятие - трамвайная экскурсия по маршруту №1 - тому самому, который в нашем городе исторически стал первым трамвайным маршрутом. Каждый желающий мог бесплатно прокатиться на экскурсионном трамвае от поселка Майский (район ж/д вокзала) до конечной на шахте им. В.И. Ленина и наоборот и послушать интересную историческую справку от сотрудниц музея истории нашего города.
Экскурсия началась вот с этого места - конечной остановки трамвая №1 на поселке Майский
Здесь даже сохранились магазины с названиями, от которых многие уже отвыкли
Зато на остановке висит расписание рейсов первого маршрута трамвая:
Однако ближе к теме. Вот подъехал тот самый экскурсионный трамвай, которого мы так ждали:
Это был вагон, отремонтированный за средства "Стирола". В нем было тепло
и довольно уютно. Даже сиденья мягкие!
А вот и наш экскурсовод. Поприветствовав экскурсантов, она приступила к рассказу об истории города, начав его, разумеется, с железнодорожной станции "Горловка", возле которой и началось наше путешествие.
Кстати, именно эта ж/д станция и расположенный рядом Горловский машиностроительный завод стали центром событий Горловского вооруженного восстания 1905 года. Именно сюда съезжались боевые дружины со всего Донбасса для оказания помощи восставшим рабочим. На сегодня в нашем городе три железнодорожные станции - Горловка, Никитовка и Байрак. Крупнейшая из них - Никитовка.
К сожалению, чистота стекол окон трамвая оставляла желать лучшего, и это сказалось на качестве фото улиц, по которым мы проезжали. Итак, поднявшись по улице Гаевого, мы подъехали к площади им. Никиты Изотова, на которой стоит его памятник. Кстати, это первый в мире (!) памятник конкретному рабочему человеку с портретным сходством. И стоит он в нашем городе. На заднем плане - ДК шахты "Кочегарка" им. В.И. Ленина.
Поворачивая с улицы Гаевого, бросаем короткий взгляд на железнодорожные мосты через пр. Ленина в районе бывшей шахты "Кочегарка" - именно по этим мостам проезжают все люди, движущиеся на железнодорожном транспорте к станции Горловка со стороны Донецка и Ясиноватой.
Наконец, поворачиваем на проспект им. В.И. Ленина. Ранее он назывался Советским проспектом и, что самое интересное, не был переименован даже во времена фашистской оккупации! Позже его назвали проспектом им. Н.С. Хрущева, а в 1964 году - проспектом им. В.И. Ленина. Кстати, в нашем городе проспект и площадь им. В.И. Ленина не являются центральным проспектом и площадью. Центральный проспект Горловки - проспект Победы, а центральная площадь - площадь Победы. Но вернемся к проспекту им. В.И. Ленина. Первое, что мы видим, повернув на него, - Дворец культуры шахты "Кочегарка". Этот дворец был построен в 1927 году к десятилетию Великой октябрьской социалистической революции, тогда была целая программа, по которой в нашей области было построено 10 таких дворцов культуры.
Проехав чуть дальше, доезжаем до центрального рынка, ЦУМа и "Пассажа"
Кстати, было время, когда Горловку строили с расчетом на то, что она станет областным центром. С этим расчетом строились некоторые знаковые объекты города, в числе которых Главпочтамт:
А это - здание объединения "Артемуголь", которые многие гости города часто путают со зданием горсовета
За этим зданием находится здание "Донбассэнерго". Его архитектура также заслуживает внимания однако, к сожалению, из окна трамвая сфотографировать его не удалось. Однако в интернете не сложно найти фото этого здания. Двигаемся дальше и видим кинотеатр "Шахтер". В самом конце восьмидесятых, в девяностых и начале двухтысячных этот кинотеатр, к сожалению, не действовал по причине аварийного состояния. Однако сегодня это - действующий кинотеатр. В отличие от "Ровесника", например.
Чуть дальше расположен целый квартал Городской больницы №2. Эта больница имеет множество корпусов и занимает действительно большую территорию. Вот ее поликлиника:
А дальше - остановка "Экспериментальный дом". Все горловчане знают это название, но не все знают, что оно означает. Это был эксперимент по строительству многоэтажного дома (более пяти этажей) на месте, под которым есть шахтные выработки. Эксперимент оказался удачным, и здесь до сих пор расположены несколько "девятиэтажек", в которых уже много лет живут люди.
А это - последняя остановка по проспекту Ленина, после которой наш трамвай делает поворот.
С другой стороны здесь находится памятник Горловчанам, воевавшим и погибшим в Афганистане. О двух из них, которые были учениками школы, в которой я учился, я ранее писал материал. По этой же ссылке есть фото монумента.
А мы поворачиваем на бульвар им. Георгия Димитрова.
И приближаемся к террикону шахты им. В.И. Ленина
Это одна из старейших шахт города. Глубина ее достигает 1180 м, а протяженность выработок, по словам экскурсоводов, достигает почти 40 км (меня, правда, это число заставило усомниться, но точной информацией не обладаю). Кроме всего этого, любезная экскурсовод поведала о личности самого горного инженера Петра Горлова, чье имя носит наш город, о его семье и некоторых этапах жизни.
А за шахтным поселком на конечной экскурсия завершилась
Однако экскурсионный трамвай курсировал до 17:00, и все это время все желающие могли посмотреть и послушать интересные факты об истории Горловки. Для многих пассажиров, заходивших в трамвай на остановках, экскурсия (и бесплатный проезд!) становилась полной неожиданностью.
В завершение скажу, что получил массу позитива от посещения данного мероприятия. Очень интересно побольше узнать о своем городе, послушать людей, которые владеют этой информацией профессионально. Очень хотелось бы надеяться, что подобные мероприятия будут проводиться в городе более-менее постоянно!
Опубликовано на gorlovka.ua
Tags: #Горловка
Subscribe
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments