1intclub (1intclub) wrote,
1intclub
1intclub

Вслед вчерашнему дню

Вчера я сознательно не поздравлял никого с "праздником", т.к. считаю его всего лишь гениальным маркетинговым ходом. В 2011 году я написал статью "Мистика как двигатель торговли", которая вышла в газете "Новая волна плюс" в конце февраля того года. Статья не посвящена специально "Дню святого Валентина", она носит более общий характер. Тем не менее, в ней присутствуют мои мысли и по поводу этого дня. Поэтому я посчитал, что будет нелишним привести ее здесь именно тогда, когда еще не остыл ажиотаж вокруг так называемого "дня влюбленных".

Маркетинг – это наука о том, как в буржуазном мире путем различных манипуляций повысить продаваемость товара или услуги, которые без какого-либо особого вмешательства не продаются или продаются плохо. Другими словами, маркетинг изучает приемы, заставляющие людей при покупке товара или услуги делать необоснованный, неосознанный выбор. Технологии маркетинга могут быть самыми разными, от псевдо-скидок до особого рекламного позиционирования, однако в данной статье мы рассмотрим использование не-материалистических парадигм. Их мы будем понимать в широком смысле – от банальных примет и суеверий до религиозного мировоззрения. Применяя такие технологии, буржуазия пользуется тем, что значительная часть общества считает, что мир существует и развивается не по своим внутренним объективным законам, не зависящим от воли и сознания (как считают материалисты), а под действием чьей-либо воли (божьей, например), сверхъестественных сил, «злого рока» и т.п.
Возьмем простейший пример. Всем известно, что в Большом Крымском каньоне есть так называемая «ванна молодости», в которой даже в июльский зной температура воды очень низка. Несмотря на то, что Большой крымский каньон красив сам по себе, и там действительно есть смысл побывать и насладиться необычайным видом, организаторам многочисленных экскурсий необходимо было что-то, что позволило бы многократно поднять свои заработки. Вот здесь и «пригодилась» легенда о том, что те, кто искупаются в этой «ванне», якобы дольше остальных будут выглядеть и чувствовать себя молодо. И хотя ничего общего с действительностью данное поверье, естественно, не имеет, оно позволяет привлекать на каньон огромное количество туристов, желающих «продлить» свою молодость, и готовых щедро за это платить.
А задумывались ли Вы о том, сколько за год продается различного рода веничков, оберегов, подковок и других абсолютно абсурдных с точки зрения здравого смысла вещичек, способных, согласно различным поверьям, приносить счастье, защиту от «злых духов», «сглаза»? Ведь нужно действительно иметь недюжинный «талант» Остапа Бендера, чтобы за свои кровные деньги заставить не пьяных людей покупать абсолютно ненужные вещи!
Отдельно следует, конечно, сказать о таком триумфе маркетинговой мысли, как так называемый «День святого Валентина». Это изобретение позволило капиталистам внедрить товарно-денежные отношения не только в сферу продажного секса (которая существовала задолго до появления буржуазных обществ), но и в так называемую любовь. Любовь как глубокое чувство любящих людей вырождается. Рынок и сюда ставит свое клеймо. Достаточно было заставить людей поверить в легенду о «святом Валентине» и в то, что если ты по-настоящему любишь, то просто обязан в этот день купить цветы, «валентинки», сердечки и прочий антураж, иначе у твоей половины якобы есть все основания как минимум усомниться в искренности твоих чувств. Т.е. согласно такой подлой торгашеской логике, любовь просто необходимо покупать, и чем больше средств ты «на нее» истратишь, тем сильнее твои чувства. А чтобы оборот капитала был еще больше, была внедрена мода на то, что дарить «валентинки» нужно не только своему любимому (любимой), но также, например, коллегам по работе, начальству, друзьям и знакомым. И отдельно здесь следует заметить то, что такие пошлые соображения настолько внедрились в широкие массы, что даже адекватные люди вынуждены идти на поводу такого «мейнстрима» и покупать абсолютно ненужные безделушки, чтобы не выглядеть «белой вороной», по крайней мере, в коллективе на работе.
Особым образом, конечно, следует отметить религиозные конфессии. Если при феодализме церковь была крупнейшим феодалом, то при капитализме основные религиозные конфессии являются крупнейшими монополистами, зачастую транснациональными. Конкуренция между крупнейшими церквями куда жестче, чем между корпорациями. Причем церкви родственных ветвей религии конкурируют с особой жестокостью. За примерами далеко и ходить не нужно – достаточно взглянуть на грызню украинских православных церквей Московского и Киевского патриархата.
Каждая церковь рассказывает своей пастве, что молиться нужно непременно только здесь и только по «нашим» канонам, свечки покупать «только у нас», иконки, образа, крестики (помните, те самые бесполезные побрякушки, о которых шла речь выше?) – обязательны в каждом доме. Но особенно неистовствуют «святые отцы» тогда, когда у людей наибольшее горе – смерть близкого человека. То, что после смерти от человека, каким бы добрым он ни был при жизни, остается лишь разлагающийся труп, хотя и является фактом, все же тяжело воспринимается подавляющим большинством людей. Вот тогда для попов непаханое поле. Они тут же воспользуются душевным горем и расскажут близким, что «усопло» лишь земное тело умершего, что «душа» его непременно вознесется на небеса. Но чтобы она там «хорошо устроилась», необходимо обязательно вызвать «святого отца», заплатить ему, чтобы он помолился за него, дать ему к тому же тормозок, а потом как можно чаще посещать церковь, молиться и ставить свечку за упокой души умершего. А лучше – если все близкие станут ходить, молиться и ставить свечки (которые можно покупать только в нашей церкви!). Да, и не забывайте о пожертвованиях! Они тоже непременно будут учтены! И хотя форма «отъема денег» в других, не христианских конфессиях, может существенно отличаться, их суть остается такой же. Маркетинг дает свои результаты!
Все не-материалистические парадигмы от суеверий и примет до религий объединяет одно. Все они говорят, что вот существует примета или традиция, поверье или же созданный богом мир, и их необходимо воспринимать как данность, принять их и подчиниться им. Тогда только ты якобы сможешь стать «достойным» членом общества. Т.е. эти суждения говорят о том, что мир нельзя изменить, а нужно лишь смириться и подчиниться ему. Совершенно очевидно, что конкретные люди извлекают вполне материальную выгоду от распространения таких иррациональных взглядов среди массы людей.
Однако если подойти к вопросу с точки зрения науки, если ничего не воспринимать на веру, а внимательно изучить внутренние законы развития мира и человеческого общества, то мы непременно придем к выводу о том, что мир внутренне не статичен, он непрерывно движется и развивается. И для того, чтобы изменить нынешний мир, необходимо не верить шарлатанам, а познать объективные законы развития природы и человеческого общества. Да, это намного сложнее, чем просто поверить в сверхъестественное. Для этого необходимо потратить много времени и усилий, нужно много учиться, читать, дискутировать с товарищами, тренировать свое мышление и память. А главное – для этого необходимо самому непосредственно участвовать в движении по изменению существующего положения вещей, ведь именно в практической революционной деятельности познается изменчивый мир. Но это единственный путь, пройдя который, можно осуществить действительное революционное изменение объективного мира, другие же пути могут привести к изменению мира лишь в сознании отдельных людей.

Oпубликовано в газете «Новая волна плюс» №8(180), 23 февраля – 1 марта 2011 г.; тир. 56728 экз.
Опубликовано на gorlovka.ua

Tags: статья, торговля
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments