1intclub (1intclub) wrote,
1intclub
1intclub

Мотивация и способности. Когда они не совпадают.

В этом году в моей частной педагогической практике был тяжелый случай. Позвонила девушка, студентка одного из ВУЗов и сказала, что ей нужно "подтянуть" химию. Ну ок, встречаемся, беседуем, договариваемся и начинаем заниматься. Попутно знакомимся с мамой.
Очень быстро становится понятно, что девушка вполне обучаема и способна, но абсолютно не мотивирована. Отучившись год, она поняла, что эта специальность ей просто не нравится, она не хочет этим заниматься, выбор был ошибочен, но мама настаивает на том, что теперь "надо закончить".
На занятиях она с легкостью "схватывала" разбираемые новые темы, легко начинала находить ответы на непростые вопросы и решать задачи. Но относилась ко всему как к обузе, навязанной мамой, поэтому очень быстро все забывала напрочь.
Т.е. получилось, что научить-то я ее научил, но было видно, что человек сделает все, чтобы как можно надежнее отгородиться от этой темы в реальной жизни.
Общаясь с этой студенткой, я невольно вспоминал себя в музыкальной школе, куда я сначала по ошибке сам захотел пойти, а когда через пару лет понял, что это была ошибка, и мне это не интересно и я не хочу этим заниматься, родители не дали бросить.
Все дело в том, что мотивация, как и ее отсутствие, далеко не всегда совпадают со способностями. За время обучения в музыкальной школе я неплохо научился играть, причем давалось это довольно легко и быстро. Без ложной скромности могу сказать, что талант к музыке у меня определенно был. Но в один прекрасный момент (в третьем классе музшколы) я понял, что дальнейшее обучение мне совершенно "не в кайф", стало чудовищной моральной обузой, с тех пор до самого окончания музшколы в 1997 году я без преувеличения жил в состоянии постоянной тревоги и стресса. Слова "музыкальная школа" звучали как приговор, ежедневно приводимый в исполнение. Причем сейчас, через 20 лет после выпуска, чувства немного притупились, тогда они были красочнее, чем я здесь описываю.
К чему я это все? К тому, что не нужно без крайней на то необходимости заниматься тем, что Вы совершенно отчетливо осознаете как "не ваше", даже если у Вас это хорошо получается и имеется талант. Все мы себя в чем-то пробуем, и иногда, пробуя, совершаем ошибки. Как я в детстве, или как моя ученица, поступив на околохимическую специальность. И дело не в том, что музыка - это плохо или, тем более, химия - это плохо. А в том, что разным людям нравятся разные вещи. Я для себя считаю, что выбор химии как профессии в свое время стал одним из самых верных решений в моей жизни, хотя тогда, в мои 17 лет, этот выбор был крайне непопулярен, и мои родители убеждали меня выбрать другую профессию. Точно так же есть масса музыкантов, которые просто не видят себя никем другим, и это на самом деле круто!
Всегда лучше, полезнее, эффективнее и приятнее, в конце концов, прекратив себя истязать, найти для себя то, чем заниматься интересно.
Кстати, недавно меня спрашивали, стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу. Ответ очевиден: конечно стоит, если ребенок этого хочет сам. Но важно понимать, что эта попытка может стать как удачной, так и нет. Если она удачна - все супер, ребенок сможет найти себя в музыке, творчестве. Если же нет - его совершенно точно не стоит насиловать. Никогда не поздно найти что-то другое, где он себя реализует. В творческих занятиях, занятиях спортом, кружках и т.д. важно, чтобы ребенок получал эстетическое удовлетворение от того, чем занимается, и чтобы это ни в коем случае не превращалось в повинность и рабский труд. Там, где есть мотивация - он свернет горы. Там, где ее нет - похоронит свои лучшие годы.

Tags: #музыка, #педагогика, #химия
Subscribe

Posts from This Journal “#педагогика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments